КОСМЕЦЕВТИКА – НА СТЫКЕ КОСМЕТОЛОГИИ И ФАРМАКОЛОГИИ

Слово «косметика» происходит от греческого слова «kosmeo», означающего «украшаю» или «искусство украшать». В доисторические времена косметические средства имели вполне практическое значение: очищали кожу и волосы, защищали от воздействия внешней среды, позволяли украшать лицо и тело и одновременно несли лечебную функцию.

Параллельно с накоплением знаний о свойствах лекарственных растений, с разработкой экспериментальных приемов в химии, с изучением влияния различных веществ на кожу человека появились новые формы и способы применения косметических средств. Таким образом, появилось новое самостоятельное прикладное направление в науке – косметическая химия, связывающая в единое целое достижения медицины, ботаники, химии, физики, фармацевтики.

Косметическая химия – это наука о строении и свойствах веществ, используемых в косметических целях, технологии изготовления косметических средств и их влиянии на кожу, волосы, ногти человека. Современная косметическая химия – это синтез физики, химии природных и синтетических соединений, биологии, биохимии, фармацевтики, медицины и других смежных наук.

Понятия «косметика» и «лекарство» тесно переплетались на протяжении всей истории человека. В древнем мире все средства ухода выходили из рук служителей религиозных культов и знахарей. В середине века эта роль перешла к монахам. Это логично, поскольку именно они знали свойства лекарственных трав, минералов, лечебных вод.

Первые попытки отделить косметику от лекарства были сделаны в 1938 году. Конгресс США издал Указ, по которому можно было отличить лекарственное средство от косметического. Согласно Указу, косметикой считалось средство, «направленное на украшение и создание более привлекательного внешнего вида». Лекарство определялось как «средство, используемое с целью диагностики, ухода и профилактики заболевания, способное изменять функциональные и структурные характеристики организма». За косметикой оставалось право решать чисто эстетические задачи, а все, что касалось функциональной защиты организма, в том числе и кожи, становилось прерогативой лекарства. Важно понимать, что по качественному и количественному составу косметика и лекарство весьма различаются.

Лекарство – это суть активный ингредиент, обычно в предельно простом наполнителе. Все в нем направлено, сконцентрировано, сфокусировано именно на активном начале (токсичность, доза, чистота, контроль качества, санитарный контроль и т.д). Тексты аннотаций строги, лаконичны и, как правило, однозначны.

Косметика – это многофункциональный комплекс с большим количеством ингредиентов, обеспечивающих общий эффект, направленный на комфортные ощущения, удовольствие при применении, высокое сродство с кожей; приятные текстуры и запах. В косметике важную роль играют внешний вид, упаковка.

Исторические нужды и требования потребителей вели косметический рынок в сторону развития космецевтики. Если ранее от косметического продукта требовали только увлажнения или питания кожи, то сейчас косметический продукт должен быть достаточно интенсивным по своему действию, многофункциональным, эффективно решать специфические проблемы кожи, маскировать существующие косметологические дефекты, безусловно, быть качественным и обеспечивать пролонгированный повседневный уход. Такая совокупность требований не может быть обеспечена обычными косметическими средствами общего ухода. Законодательно термин «космецевтика» не признан ни в одной стране мира, но тем не менее, сложные по составу, косметические средства интенсивного действия на практике все больше завоевывают рынок. Поскольку, космецевтика – это некая промежуточная категория между косметикой и лекарством, можно обозначить ее основные характерные особенности:

  1. Многофункциональный комплекс с большим количеством ингредиентов, обеспечивающих общий эффект, направленный на решение заявленных проблем;
  2. Средства содержат в составе биологически активные вещества, повышающие проницаемость кожного барьера и влияющие на состояние кожи;
  3. Средства обладают интенсивным действием, обеспеченным, в том числе, фармакологическими агентами в концентрациях ниже терапевтических;
  4. Комфортность ощущений от применения не имеет решающего значения;
  5. Рассчитанная доза применения;
  6. Наличие ограничений по использованию;
  7. Может отсутствовать отдушка.

Косметические средства ТМ CHANTARELLE Laboratory Derm Aesthetics  обладают критериями космецевтики. Продукты данной торговой марки широко назначаются врачами, в то же время, несмотря на большое количество позитивных откликов, эти средства не являются лекарственными средствами. В состав косметических средств  входят ингредиенты с тысячелетней историей и последние разработки косметической химии. Опираясь на результаты современных исследований и разработок, каждая косметическая линия выстроена в соответствии с современными представлениями о патогенезе конкретной проблемы и нацелена на ее решения.

Скорее всего, термином «космецевтика» продолжат пользоваться и в последующие годы. На сегодняшний день он означает, что продукт многофункционален и сочетает функции косметики и интенсивное воздействие на физиологические процессы в коже.

Шеховцова К.И

Назад

Поиск по сайту